Сейчас активно обсуждается точка зрения «Не заменят ли технологии серьезное обучение на развлекаловку?». Об этом размышляет Юлия Александровна Бондаренко, учитель из гимназии №12 г. Новосибирска.
Все новое вызывает сначала реакцию отрицания, а потом мы учимся понимать его и работать с этим новым. Информационные технологии в школе – это всего лишь один из инструментов работы учителя. Когда в школу приходят новые учебники, никому и в голову не приходит защищать устаревшие. Ведь жизнь меняется: появляются новые факты, новые слова и выражения; развиваются научные знания. Тоже и с новыми технологиями. Речь не о том, чтобы заменить учителя, а о том, чтобы дать ему в руки мощный инструмент мотивации, который не только повысит уровень интереса детей к уроку, но и даст современный ресурс, тем самым расширяя спектр деятельности на уроке.
Я не могу не согласиться с теми учителями, которые говорят «настоящий педагог с мелом и простой доской может воспитать настоящего ученика и гражданина». Я тоже считаю, что учитель останется учителем всегда. Но согласитесь, гораздо приятнее и эффективнее работать с современными средствами обучения, нежели с их «древними» аналогами.
А еще, на мой взгляд, некоторые учителя просто хитрят. Они говорят «я 20 лет так учил и так буду учить дальше». Разумеется, это гораздо проще, чем осваивать компьютер и другие ресурсы. Освоение ИКТ требует времени (и довольно много), сил. Нужно придумать, как уместно и эффективно применять все эти ресурсы. Это тоже довольно сложно. Вот и говорят про мел и традиционную доску. Кстати, их никто и не отменял! Речь идет о дополнительных инструментах и программах, в которых так нуждаются некоторые школьные предметы.
Моя дорога к интерактивным технологиям началась еще в 2000 году. Я, как учитель английского, четко понимала, что для изучения языка необходимо на нем общаться. Так в моей педагогической деятельности появились телекоммуникационные проекты, которые позволяли моим ученикам посредством электронной почты общаться со сверстниками по всему миру. А до этого были игры для изучения английского языка. Ими был наводнен рынок, но где найти правильный способ их использования? Осторожно, шаг за шагом я впускала ИКТ на свои уроки, отслеживала их эффективность. Результатом стало повышение уровня знаний моих учащихся приблизительно (в среднем) на 10% по сравнению с контрольной группой. Я поняла, что ИКТ на уроке – это благо, но главное, найти им оптимальное место. В моем случае, я всегда четко понимаю, что я хочу от того или иного упражнения, каков был его «бумажный» аналог.
Что касается моих учеников, то приведу один пример. В этом учебном году, в связи с переездом в новый кабинет, мы целый месяц работали без интерактивной доски. Работали, я находила другие технологии. Все было очень даже неплохо… НО! Нужно было видеть моих ребят, когда повесили доску. Они радовались, прыгали и визжали. Гладили ее, каждый пытался что-то написать. Полная эйфория в классе…
Почему так происходит? Мне кажется, что ученики в школе сейчас – это дети информационного века. Мы же не возмущаемся «почему мы не пишем на пергаменте». Так что данный факт просто нужно принять и ему соответствовать.
Подводя итог своих рассуждений, мне хочется сказать о самом важном. Миссия учителя - вести детей за собой, быть впереди, показывать, как нужно правильно использовать новые ресурсы. На моих уроках все ребята работают, а не играют; а еще они знают, что учиться можно с интересом. А это не так уж мало, не так ли?